Вы сейчас просматриваете Анализируем библейскую историю сотворения мира

Большинство из нас знакомы с историей сотворения мира, содержащейся в Библиях иудейской и христианской конфессий. Сотворение Богом Неба и Земли фигурирует в начале каждой из них. Однако в этой истории есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд.

Среди хорошо известных отрывков и историй Ветхого Завета в Библии есть история сотворения в книге Бытия. История сотворения мира обеспечивает контекст и дает объяснение происхождения Вселенной в соответствии с иудео-христианским мировоззрением. Интересно отметить, что история сотворения, похоже, была добавлена в книгу Бытия позже, изменив ее начало.

А как насчет других компонентов библейской истории сотворения мира? Что мы знаем о них, читая между строк? Давайте раскроем несколько интересных аспектов Книги Бытия.

Что делает библейскую историю сотворения мира уникальной?

Различные культуры по всему миру предлагают истории о происхождении мира. Одна из них – вавилонская история, Энума Элиш. Она разделяет некоторые элементы библейской истории сотворения мира, например, состояние хаоса, предшествовавшее образованию небес и Земли.

Что особенно примечательно в семидневной христианской истории сотворения мира, так это роль единого Бога, который создает все сущее. Вместо гендерной изначальной пары – праотец Абзу и прародительница Тиамат, в Энума Элиш сами воды обладают порождающей силой – соленые и пресные воды смешивались, создавая каждый раз очередного бога, в христианской религии мы имеем единственное божество, присутствующее над водами, которые к тому же отодвинуты на задний план и утратили свою значимость.

Кроме того, хотя Бог создает вещи, вызывая их к существованию, что напоминает вавилонскую мифологию, Бог не является родителем ряда других поколений богов, которые также существуют. В местах, где в других религиях или мифологиях может быть несколько божеств — воды, Солнца, звезд и так далее, — их власть была передана одному высшему существу.

Почему последовательность сотворения в Библии имеет значение?

Последовательность действий творения в течение семи дней следует очень структурированной схеме, в которой дни с первого по третий и с четвертого по шестой образуют две отдельные группы.

Дни с первого по третий включают в себя акты разделения, то есть взятие чего-то относительно неупорядоченного и создание большего порядка путем отделения одной его части от другой. Например, свет отделен от тьмы, а суша отделена от моря.

С другой стороны, с четвертого по шестой дни происходит заполнение вновь упорядоченных структур. На четвертый день создаются Луна и звезды, чтобы наполнить ночное небо светом. Затем, на пятый день, создаются птицы и морские существа, чтобы населить небо и море соответственно. Наконец, на шестой день создаются все наземные животные, включая людей, чтобы наполнить Землю жизнью.

Еще одной примечательной особенностью этой истории сотворения является место людей в общей картине. Семидневная история сотворения ставит людей в центр всего этого, в возвышенное положение как кульминацию творения.

Этот антропоцентрический взгляд отличается от Энума Элиш, в которой люди создаются как запоздалая мысль и с единственной целью – поклонение богам. В христианских священных текстах люди стоят на первом месте и на них возлагаются некоторые надежды. А вот оправданы они или нет пока не понятно.