Да, и одна из них — ацтеки. Тут достаточно упомянуть испанцев, которые были просто шокированы количеством человеческих жертвоприношений и практикой каннибализма ацтеков. Поэтому во время завоевания Мексики, покоренные ацтеками народы были рады новым завоевателям и с готовностью вступали с ними в союзы лишь для того, чтобы избавиться от влияния ненавистных и кровожадных ацтеков.
«Религиозные» жертвоприношения ацтеков отличались не только количеством жертв, которое было просто ошеломляющим, но и ВИДОМ пыток, которым их подвергали. Взрослым воинам, попавшим в плен, вырывали еще бьющиеся сердца и сбрасывали со ступенек храма на глазах у зрителей. И этим воинам еще очень “повезло”, поскольку они умерли относительно быстро. По-настоящему несчастными были юные, невинные дети, выбранные за их физическую красоту и совершенство. Перед тем, как быть убитыми, они подвергались длительным, невообразимым пыткам в течение нескольких дней, специально предназначенным для того, чтобы те чувствовали себя несчастными. Боль и страх, именно слезы жертв считались самой достойной жертвой Тлалоку, богу дождя.
Или как насчет безупречного 15-летнего мальчика, которого выбирали каждый год, баловали, кормили лучшей едой, одевали в лучшую одежду и спаривали с храмовыми девственницами в течение 12 месяцев, чтобы затем принести в жертву, замуровав в каменную стену, заставляя умирать в течение нескольких недель, оставив только воздух для дыхания и соломинку для питьевой воды, чтобы мучения длились как можно дольше.
Эти практики были настолько жестокими, что явно выходили за рамки любого религиозного или политического оправдания и переходя в состояние чистого, узаконенного садизма. Вот почему ацтеков так ненавидели окружающие мезоамериканские народы, чья добровольная помощь была истинной причиной того, почему Эрнан Кортес и его разношерстный отряд, состоящий всего из нескольких десятков солдат, смогли сначала достичь Теночтитлана, а затем разгромить целую империю.
Нельзя сказать, что человеческие жертвоприношения не практиковались в Мезоамерике до ацтеков — практиковались, и довольно широко, — но ацтеки вывели это на совершенно новый уровень, как в количественном, так и в качественном отношении.
Все это, конечно, не является оправданием или защитой последующих преступлений порабощения и геноцида, совершенных против тех же самых коренных народов Мезоамерики европейскими колониальными державами (при полной поддержке Ватикана), но в то же время любая попытка к обелению или оправданию ацтекской «культуры» следует относиться с большой долей скептицизма.