Вы сейчас просматриваете Если отправить современного человека в 10 000 год до н. э., смог бы он помочь развитию цивилизации?

Скажу про себя. Если меня отправить в 10 000 год до нашей эры, и меня не съедят хищники, не убьют дикари и я не умру от голода или болезни? Ну, не знаю, без помощи местных жителей я там долго не протяну, это точно.

Выживание

Тут вот в чем дело — сначала мне придется просто выживать. Теоретически, в 10 000 году до нашей эры я попадаю прямиком в каменный век. Это время племенных общин. Численность населения в то время составляла несколько миллионов человек максимум. Если я приземлюсь в каком-то случайном месте, есть большая вероятность, что я окажусь очень далеко от поселения людей. Далеко настолько, что не смогу добраться ни до одной цивилизации. Поэтому придется тратить все время на элементарное выживание и, вероятно, умереть от голода, инфекции, климатического воздействия или банально от клыков какого-нибудь хищника.

Но предположим, мне повезет, и я приземлюсь рядом с большой деревней где живет от сотен до тысяч человек, то тут возникнет другая проблема. Я не говорю на местном языке, я не знаю их культуры, не знаю обычаев. Я ничего не знаю об экономической или политической структуре деревни. Это сделает меня мишенью для различного рода злодеев или местного правительства.

Древние люди у костра

Я буду считаться чужаком, который выглядит довольно странно учитывая мой внешний вид и одежду, которая на мне будет одета. Скорее всего, меня подвергнут остракизму, и я умру в одиночестве от голода или холода в течение последующих нескольких недель (если, конечно, продержусь так долго).

Адаптация и обучение

Лучшим решением было бы найти кого-то, кто был бы так любезен и предложил бы мне работу за еду, кров и покровительство. Так у меня появится время выучить язык и приспособиться к местным обычаям. На это уйдет несколько месяцев, и пока я этим занимаюсь, я никак не продвину цивилизацию ни на йоту.

А что потом? Потом… На первый взгляд кажется, что выплавка металлов явилась бы весьма полезным нововведением. Но… проблема в том, что люди, с которыми мне пришлось бы общаться, вряд ли бы что-то поняли и что-то переняли. Металлургия потребовала бы инструментов и технологий, которых у них нет и которые никак не вписываются в их образ жизни. Ветряные мельницы и водяные колеса могли бы быть полезны, но только при развитом сельском хозяйстве.

Колесо!!! Конечно! Колесо могло бы стать хорошим изобретением, но с учетом бездорожья, густых лесов и с отсутствием тягловых животных местные сочли бы это изобретение забавным, но совершенно бесполезным устройством.

Изобретение колеса

Или, к примеру, письмо. Я мог бы научить этих людей читать и писать. Но как это сделать? Подойти к охотникам или земледельцам, которые меня приютили, и объяснить им, что у меня есть система знаков, которую можно использовать для записи информации? Но для освоения этой системы потребуется несколько лет обучения. Зачем им беспокоиться о ее принятии? Они, скорее всего, посчитают, что и так знают все что нужно. Они и так помнят как выращивать урожай или охотиться на зверей и не нуждаются в освежающих курсах, к тому же у них всегда под рукой группа старейшин, которые всё помнят, знают и всегда готовы помочь советом. Письмо отлично подходит для более сложных, масштабных обществ, которые появятся лишь через несколько тысяч лет. Для людей той эпохи это просто не имеет значения.

Таким образом, существует огромный разрыв между тем, что знаю я, и тем, как это применить, и это делает большую часть моих знаний практически бесполезной, а то, что я мог бы «изобрести», вряд ли будет особенно полезным в тот момент, когда я это изобрету.

Полезные знания для местных

Однако, если сделать вид, что у меня нет языковых проблем, и что мне повезло найти группу людей, которые не против помочь городскому пижону, который понятия не имеет, как выжить в 10 000 году до нашей эры, и будут кормить его и давать приют, поскольку пижон не проживет без их помощи и нескольких дней, я бы непременно поделился с ними некоторыми знаниями, которые точно будут полезны и интересны людям того времени.

Во-первых, я бы научил их варить пиво (появилось где-то между 3000 и 3500 гг. до н. э.). Это сделало бы меня душой компании. Конечно, потребовалось бы несколько проб и ошибок с подборкой дрожжей, но думаю я бы справился.

Во-вторых, я бы научил их печь хлеб (дрожжевой хлеб появился около 7500 г. до н.э.)

В-третьих, научил бы играть на различных музыкальных инструментах (когда все пиво выпито, что еще делать?) Я мог бы продвинуть музыкальную культуру на ТЫСЯЧИ лет вперед – немного рока, рок-н-ролла, кантри музыки… Я также мог бы сделать несколько приличных струнных или мембранных инструментов с помощью более склонных к механике людей той эпохи. Такие типы всегда присутствуют в каждой цивилизации

В-четвертых, я мог бы построить воздушного змея (первые упоминания около 5000 гг. до н. э.) в качестве доказательства летной концепции, а через несколько лет построить планер и отправить некоторых самых смелых аборигенов полетать по округе. Забавная идея.

Я думаю, что научил бы их достаточно хорошо, чтобы они дальше сами начали открывать новые знания. Конечно, при условии, что рядом нет враждебного племени, пандемии или особо вредных жрецов, которые сочли бы меня исчадием ада и не принесли бы в жертву своим языческим богам.

Как-то так, наверно…