Если SpaceX первым приземлятся на Марсе, они скорее всего установят свой собственный флаг «SpaceX», на котором изображен их логотип. Однако многое будет зависеть от контекста миссии и разного рода соглашений с космическими агентствами, и от того, какая организация финансировала поездку.
SpaceX по сути – космическая транспортная компания, что-то вроде нашего ТрансАвто по перевозке грузов. Если они полетят на Марс, очень вероятно, что это будет рейс, полностью оплаченный и контролируемый агентством NASA.
И даже если SpaceX захочет построить ракету/космический корабль, способную безопасно добраться до Марса, приземлиться, а затем вернуться обратно (с огромным количеством всяких «если»), сама ракета/корабль будет стоить относительно немного от поистине ошеломляющих расходов на такую
Но они могут составить весьма заманчивое предложение, которое заинтересует и возбудит NASA так, что те не смогут устоять перед соблазном.
Несомненно, в NASA все прыгали бы от счастья, если б SpaceX предоставили им возможность совершить полет на Марс с приемлемым уровнем безопасности. Кто ж от этого откажется? Но в ближайшем будущем это вряд ли сработает, хотя идея, в принципе, хорошая и об этом действительно стоит подумать.
SpaceX в конечном итоге просто предоставит «оболочку» космического корабля, которую NASA придется наполнить безумным количеством научного оборудования и систем жизнеобеспечения. Зонды для дальнего космоса всегда стоят намного дороже, чем ракета-носитель, отправившая их в путь. И на зондах не нужно поддерживать жизнь на протяжении долгих лет, а тут придется.
SpaceX, вероятно, сможет подготовить своих специалистов для отправки на Марс, но окончательное решение по-любому останется за правительством США. И если любая другая страна или частные лица (даже американцы) захотят заказать SpaceX свой собственный полет к красной планете, правительство США наверняка заблокирует эту инициативу под предлогом «безопасности» или какой другой чепухи. И все прекрасно будут понимать, что это лишь отговорки, «отмазки», дабы оставить за NASA первенство в этом вопросе.
Но NASA в одиночку тоже надорвется поднимать такой проект. Я думаю, что первый пилотируемый полет на Марс станет многонациональным проектом с активным участием ЕКА (Европейского космического агентства), Роскосмоса и других космических агентств. NASA без труда уступит несколько мест в экипаже миссии коллегам-астронавтам в обмен на финансовую поддержку такого дорогостоящего предприятия. Но первым на марсианскую «землю» ступит кончено же американец. В этом нет никаких сомнений. Такую привилегию США обаятельно оставят за собой.
Однако никто не запретит любому участнику миссии привезти свой собственный флаг и воткнуть его в красный грунт, при приземлении. В этом тоже можно не сомневаться.
Китай и Марс
Но все может сложиться иначе. Как мы знаем, Китай достаточно серьезно относится к своей космической программе. Они довольно успешно осваивают космос около Земли и на дальних рубежах. Мы знаем, что на Марсе уже есть один «живой» китайский марсоход и экспедиция людей – это вопрос времени, денег и техники.
С техникой у Китая все в порядке, с деньгами тоже. Чего не скажешь про NASA и ЕКА. Эти организации сильно недофинансированы, Роскосмос только и умеет что говорить, а индийцы еще только набирают вес. Так что у Китая есть все шансы вырваться вперед и первым застолбить место на Марсе. И как в свое время астронавты Аполлона установили флаг США на Луне, так и китайские тайконавты могут сделать то же самое на Марсе.
Заключение
Итак, вопрос о том, какой флаг будет установлен на Марсе, остается открытым. Будет ли это флаг SpaceX, символизирующий роль частных компаний в космосе, или китайский флаг, отражающий амбиции Китая в космической программе, в принципе не важно. Важно, что это станет началом новой эры в освоении космоса, где страны и компании объединят свои усилия для исследования Вселенной.
Если, конечно, мы не опоздали и не увидим следующее: