Первое, что приходит на ум – это клинопись и колесо.
Как шумеры изобрели клинопись?
Видите ли, клинопись – это не просто черточки и галочки, это система письма, которая появилась благодаря находчивости и одаренности древних шумеров. Все началось с простых рисунков – так называемого пиктографического письма. Просто представьте, как древние писцы берут в руки острые палочки и выцарапывают на мягких глиняных табличках стилизованные изображения предметов и явлений.
Со временем шумеры поняли, что рисовать каждый раз новые картинки – дело утомительное. И тогда они придумали гениальное решение – заменили сложные изображения на более простые знаки, состоящие из прямых линий и характерных «клиньев». Отсюда и название – клинопись.
Но это произошло не сразу, развитее шло постепенно.
Сперва клинопись использовалась для представления простых слов, таких как «голова», «рука», «ячмень», «хлеб», «вода» и простых глаголов, таких как «ходить», «видеть», «делать» и т. д.
Затем шумеры добавили символы, представляющие более абстрактные слова, такие как «царь», «бог», «город». Наконец, они добавили гласные и слоги.
Интересно, что сам шумерский язык существовал задолго до появления клинописи, поэтому система письма у шумеров прошла несколько этапов: от простых картинок до более сложных знаков.
Вот почему считается, что клинопись по сути стала настоящим прорывом в истории письменности в целом. Она позволила шумерам вести записи о налогах, рецептах, о царских указах, вести архив и сохранять знания для будущих поколений.
Как шумеры изобрели колесо?
Неизвестно кто первым изобрел колесо. Нет никаких доказательств, касающихся непосредственно процесса этого изобретения. Однако считается, что это были шумеры. И использовали они его не совсем по назначению.
Начиная примерно с 3500 г. до н. э. колесо использовали для изготовления кувшинов, мисок и других керамических изделий. С его помощью делать это оказалось проще и быстрее, чем лепить все вручную.
Затем, около 3200 г. до н. э., кто-то из шумеров догадался, что колесо можно поставить на повозку и использовать для перемещения тяжелых грузов. Они прикрепили колеса к оси (центральному валу), где и колеса и ось вращались вместе. Идея оказалась рабочей, но не без недостатков: если повозка поворачивала слишком резко, случались аварии.
Первые колеса были совсем не похожи на современные – это были тяжелые сплошные деревянные диски. Можно представить, насколько они были громоздкими и неудобными! Но это было лучше, чем тащить все волоком по земле.
Потом кто-то прорезал в них отверстия, создав спицы. Колесницы получили спицы около 1600 г. до н. э. Это значительно облегчило конструкцию и сделало ее более маневренной.