Вы сейчас просматриваете Правда ли, что танкисты во время боя в Великой Отечественной держали свои люки открытыми?

Тактика «Открытый люк» широко использовалась танкистами во времена Великой Отечественной войны. Как правило, командиру танка и водителю часто не хватало обзора и им было сложно ориентироваться на местности при закрытых люках. Бывали случаи, когда танк из-за этого сбивался с курса и направлялся не в ту сторону.

Если посмотреть хронику, то видно, как колонны немецких «Тигров» идут строем, а их командиры и большинство заряжающих едут, высунувшись наполовину из башен, сканируя биноклями местность на предмет угрозы со стороны противника. Их люки широко раскрыты, и если где-то что-то происходило они быстро ныряли в танк и дальше действовали по обстановке.

Колонна немецких танков

«Закупоренный» танк, по сути, практически был слеп – щель механика-водителя обеспечивала обзор только на 20 процентов. Командир видел лучше, но тоже с большими ограничениями. Поэтому приходилось «бороться со слепотой» открывая люки и увеличивая тем самым обзорность.

Во время боя командиру из-за этого часто прилетало от шальных пуль или осколков взрывающихся снарядов, но незнание того, где ты находишься и что вокруг происходит зачастую было много хуже, чем риск получить ранение.

Амбразура танка

У наших 34-ок зачастую не было другого выхода. Командиру приходилось управлять экипажем, следить за тем, что происходит снаружи, где находится враг и так далее, и для этого приходилось время от времени приоткрывать крышку люка и выглядывать наружу. Немецких командиров это так же касалось, хотя у «Пантер» в середине войны появилась специальная обзорная башенка, но она тоже не обеспечивала полной картины боя.

Кроме того, танки часто загорались при попадании снаряда или зажигательной гранаты и экипажам приходилось быстро его покидать, а при закрытых люках это сделать довольно сложно. К тому же люки были довольно тяжелые и быстро их открыть не всегда получалось, особенно при ранении.

Т-34

Танкист и его люк – это сложные, почти интимные отношения. Во время войны не у каждого танкиста был свой люк. Тот, у которого люк был, смотрел на того, у кого люка не было немного с сожалением. А самым лучшим танком считался тот, где были самые удобные люки. Даже если танк был из категории супер-пупер, а на пять танкистов приходилось всего два люка, танкисты такой танк не любили. Вопрос выживаемости имел большое значение.

Когда у танкиста не было индивидуального люка, в который он мог бы сразу выскочить, когда ему приходилось скакать обезьяной и виться ужом по танку в ожидании своей очереди, это сильно давило на психику.

В 1942 году на башне у Т-34 делали один большой одностворчатый люк. Если его клинило, оставался люк только механик-водителя. У стрелка-радиста своего люка не было и ему приходилось ждать, когда водитель вылезет, и не дай Бог, застрянет или его убьют, тогда ему приходилось ломиться через башню, а это тоже частенько была западня.

Кстати говоря, фильмы о войне это хорошо иллюстрируют. Что с нашей стороны, что со стороны фрицев.