Спустя почти 150 лет после того, как Чарльз Дарвин опубликовал свою работу «О происхождении видов посредством естественного отбора», ученые все еще борются за эволюцию. Во всяком случае, противоречия выросли и по размерам, и по интенсивности.
Опрос студентов 2013 года показал, что шесть из десяти опрошенных считают, что люди и другие живые существа эволюционировали с течением времени, в том числе 32% считают, что жизнь эволюционировала в результате естественных процессов, таких как естественный отбор, а 24% считают, что эволюцией руководило высшее существо с целью создания людей и животных в том виде, в каком они существуют сегодня. Треть опрошенных (33%), вообще, считают, что люди существовали с незапамятных времен и ни капельки за все время не изменились.
Большинство ученых утверждают, что эволюция – это устоявшаяся научная теория, которая убедительно объясняет происхождение и развитие жизни на Земле. Более того, они говорят, что научная теория – это не догадка, а устоявшееся объяснение природного явления, такого как гравитация, которое неоднократно проверялось и перепроверялось путем наблюдений и экспериментов.
Действительно, эти ученые утверждают, что для всех практических целей эволюция посредством естественного отбора является фактом. Они отвергают науку о сотворении мира как религию и описывают разумный замысел как нечто большее, чем креационизм, облаченный в научную форму.
Итак, если эволюция так же устоялась, как теория гравитации, почему люди все еще спорят о ней спустя полтора столетия после того, как она была впервые предложена? Ответ частично кроется в возможных теологических последствиях эволюционного мышления.
Для многих дарвинистский взгляд на жизнь – панорама жестокой борьбы и постоянных изменений – выходит за рамки противоречия библейской истории сотворения мира и противоречит иудео-христианской концепции активного и любящего Бога, который заботится о своем творении.
Кроме того, некоторые противники эволюции утверждают, что идеи Дарвина оказались социально и политически опасными. В частности, по их словам, представление о том, что более устойчивые животные выживают и процветают (выживает сильнейший), использовалось социальными мыслителями, диктаторами и другими лицами для оправдания чудовищных преступлений и массового геноцида.
Поэтому теологи, историки и ученые до сих пор спорят о происхождении и развитии жизни. И хотя эволюция, возможно, не достигнет такой же важности, как вопросы о природе вещей, эта тема, вероятно, займет место в дебатах на долгие годы вперед.